А   Б   В   Г   Д   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Ы   Э   Ю   Я  

Режиссёр «Марджанишвили, Константин Александрович»

Константин Марджанишвили
კოტე მარჯანიშვილი
Фото
Имя при рождении:

Котэ Марджанишвили

Дата рождения:

28 мая (9 июня) 1872(1872-06-09)

Место рождения:

Кварели,
Российская империя

Дата смерти:

17 апреля 1933(1933-04-17) (60 лет)

Место смерти:

Москва, СССР

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя
Flag of the Soviet Union.svg СССР

Профессия:

актёр, театральный режиссёр, кинорежиссёр, сценарист

Константи́н Алекса́ндрович Марджанишви́ли (груз. კოტე მარჯანიშვილი; Котэ Марджанишвили; в России также Марджанов, 1872—1933) — российский, грузинский и советский режиссёр театра и кино, основоположник грузинского театра, Народный артист Грузинской ССР.[1]

Содержание

Биография

Котэ Марджанишвили родился 28 мая (9 июня) 1872 года в местечке Кварели (ныне город в Грузии).

Сценическую деятельность Константин Марджанишвили начал в 1893 году как актёр Кутаисского театра.

В 1894 году в Тифлисе дебютировал в роли Патара Кахи (пьеса «Патар Кахи» Акакия Церетели).

С 1897 года актёром работал в русских театрах. В 1901 году на сцене Вятского театра поставил свой первый спектакль по пьесе Чехова «Дядя Ваня»[2].

Был женат на актрисе Надежде Дмитриевне Живокини, внучке прославленного актёра В. И. Живокини.

Умер 17 апреля 1933 года в Москве.

Котэ Марджанишвили похоронен в пантеоне Мтацминда.

Московский Художественный театр

В 1910—1913 годах Марджанов работал в МХТ, с которым его сближали принципы высокой идейности репертуара, реализма в актёрском иск-ве. В МХТ Марджанишвили поставил спектакли «У жизни в лапах» Гамсуна (1911), «Пер Гюнт» Ибсена (1912), принимал участие в создании «Братьев Карамазовых» по Достоевскому (1910).

Свободный театр

Почтовая марка СССР, 1972 год

Время после первой русской революции было для российской культуры временем поиска новых форм работы, интересных экспериментов и открытий, которые традиционная советская критика часто рассматривала, как «формализм». Этот процесс не оставил в стороне и Марджанова, который стремился осуществить идею синтетического театрального искусства, воспитать разносторонних актёров, выступающих в опере, оперетте, драме и пантомиме. Видимо в это время проявилось и стремлении к большей зрелищности, приподнятости и пафосности театрального искусства. В 1910-х годах возникает форма драматической пантомимы, Марджанов откликнулся на это явление постановкой пантомимы «Слезы».

В 1913 году в Москве Марджанов с антрепренёром В. В. Суходольским создал Свободный театр, который просуществовав всего один сезон, был настолько ярким явлением в театральной жизни, что прочно вписал себя в историю русского театра. Театр был задуман как синтетический, охватывающий все виды сценического искусства. В труппу теетра входили актёры А. Г.Коонен, О. А. Голубева, Н. Ф. Монахов, Н. П. Асланов. Работали художники К. А. Сомов, В. А. Симов, А. А. Арапов. Сам Марджанов на сцене этого поставил «Прекрасную Елену» Оффенбаха, но он руководил постановкой и других спектаклей. В Свободном театре начал свой творческий путь выдающийся режиссёр Александр Яковлевич Таиров, где поставил спектакль «Жёлтая кофта» Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму «Покрывало Пьеретты» Шницлера (муз. Донаньи, 1913). В театре работал выдающийся режиссёр Александр Акимович Санин (настоящая фамилия — Шенберг). Значительным событием культурной жизни стала осуществленная им премьерная постановка 8 октября 1913 года, неоконченной М. П. Мусоргским комедийной оперы «Сорочинская ярмарка» (либретто композитора при участии А. А. Голенищева-Кутузова, по повести Н. В. Гоголя. Музыкальный материал в редакции А. К. Лядова, В. Г. Каратыгина и Н. А. Римского-Корсакова («Ночь на Лысой горе») частично досочинён и доинструментован Ю. С. Сахновским.) В спектакль были вмонтированы куски гоголевского текста. Дирижировал — Сараджев (настоящая фамилия Сараджян), Константин Соломонович, который в это время заведовал музыкальной частью «Свободного театра». Художник — В. А. Симов. Роли исполняли Хивря — Макарова-Шевченко, Парася — Милявская, Попович — Монахов, Черевик — Дракули, Грицько — Каратов.

Финансовые обстоятельства и конфликт Марджанова с антрепренёром В. В. Суходольским привели к закрытию «Свободного театра», просуществовавшего один сезон (с 21 октября 1913 по 2 (15) мая 1914).

После закрытия Свободного театра

Марджанов руководил театром в Ростове-на-Дону (1914—1915), театром «Буфф» в Петрограде (1916—1917), постоянно стремясь осуществить свою идею о театре — празднике.

Октябрьскую революцию Марджанов принял восторженно. Один из первых встал в ряды строителей советского театра. В 1918 году в Петрограде, в Летнем театре «Пассаж» поставлена оперетта Ф. Легара «Граф Люксембург» (дирижёр Варлих, в которой участвовали Мария Кузнецова-Бенуа, Поземковская, Зброжек-Пашковская, Радошанский, Ярон).

Киев

В 1919 году осуществил в Киеве постановку пьесы Лопе де Вега «Fuente ovejuna»(«Овечий источник»), в которой нашли воплощение героика и пафос революционной эпохи. Персонажи классических пьес осмысливались в этих спектаклях по-новому, они оказывались близкими зрителю своим героизмом, бунтарским протестом, готовностью к борьбе во имя больших идей: (В героической роли Лауренсии — В. Л. Юренева. Спектакль был горячо воспринят красноармейцами и рабочими — зрителями революционного Киева. В 1922 году Марджанишвили вернулся к постановке этой пьесы в Тбилиси, на сцене Театра им. Руставели. В том же 1919 году в Киеве им поставлена пьеса «Стенька Разин» В. В. Каменского, поэта и драматурга.

Во время пребывания в Киеве К. А. Марджанов преподавал в еврейской театральной студии, созданной в 1919 года при Киевской «Культурлиге». В ней в частности у Марджанова учился Наум Борисович Лойтер, режиссёр, заслуженный деятель искусств БССР.

Тогда же в 1919 году совместно с Ю. Озаровским и Ф. Н. Курихиным организовали в Киеве театр эстрады «Кривой Джимми».

Петроград

Новые монументальные формы народного массового празднества возникли после Октябрьской революции. В июле 1920 года в Петрограде под его руководством с участием режиссёров Н. В. Петрова, С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского и художника Н. И. Альтмана была осуществлена масштабная, эффектная постановка: «К мировой коммуне». В инсценировке, поставленной на портале Фондовой биржи, приняли участие 4 тысячи рабочих и красноармейцев, число зрителей достигло 45 тысяч.

Государственный театр комической оперы под руководством К. А. Марджанова — создан в июне 1920 в Петрограде. Спектакли проходили в зданиях театров: Летний «Буфф» на Фонтанке и «Палас-театр». Театр был задуман как музыкально-экспериментальный и стал осуществлять постановки не только комическсие опер, но и оперетт и драматических спектаклей. На открытии 5 июня 1920 года в Петрограде была поставлена опера Г. Доницетти «Дон Паскуале» («Don Pasquale»).

В труппе тетра участвовали: актёры драмы — Е. П. Корчагина-Александровская, Б. А. Горин-Горяинов; оперы — А. Б. Тер-Даниельянц, М. И. Осолодкин; балета — Е. В. Лопухова, А. А. Орлов; оперетты — Н. И. Тамара, М. А. Ростовцев, Г. М. Ярон, А. Н. Феона; артисты оперетты и эстрады А. А. Орлов, И. С. Гурко.

Режиссёром, кроме К. А. Марджанова, был Г. К. Крыжицкий; дирижёры — Г. Варлих, В. С. Маратов; художник — Н. А. Ушин, А. А. Радаков. При театре функционировали сатирическое кабаре «Хромой Джо» и драматическая студия «Рабочий театр». В 1921 году театр был закрыт.

В 1920 году организовал в Петрограде Театр комической оперы.

Семья

  • Супруга — Надежда Дмитриевна, дочь — Д. В. Живокини и внучка В. И. Живокини[3].
  • Сын — Марджанишвили, Константин Константинович — математик, академик АН СССР.

Творчество

Роли в театре

  • «Патара Кахи» Акакия Церетели — Патара Кахи (в переводе «Маленький Кахи»)

Постановки в театре

В Киеве

  • 1919 — «Фуэнте овехуна» Лопе де Вега,
  • 1919 — «Стенька Разин» В. В. Каменского.

Постановки театра комической оперы в Петрограде

  • 1920 — «Дон Паскуале» Доницетти,
  • 1920 — «Тайный брак» комическая опера Д.Чимарозы (либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),
  • 1920 — «Похищение из сераля» опера (зингшпиль) В.А Моцарта (художник — Радаков; Констанца — Тер-Даниелянц, Главный надсмотрщик гарема — Ростовцев),
  • 1920 — «Так поступают все» опера В.А Моцарта,
  • 1920 — «Бронзовый конь» Д. Обера,
  • 1921 — «Игра интересов» Бенавенте,
  • 1921 — «Гейша» С. Джонса,
  • 1921 — «Птички певчие» Ж. Оффенбаха,
  • 1921 — «Мещанин во дворянстве» пьеса Ж. Б.Мольера,
  • 1921 — «Перикола» оперетта Ж. Оффенбаха.

В Тбилисском театре им. Ш. Руставели

  • 25 ноября 1922 — «Фуэнте оверхуна (Овечий источник)» Лопе де Вега (в ролях : Лауренсия — Т. И. Чавчавадзе, Менго — А. А. Васадзе, Командор — Д. И. Чхеидзе, Фрондозо — Г. М. Давиташвили; музыка — Т. Н. Вахвахишвили),
  • 2 января 1923 — «Затмение солнца в Грузии» комедия одного из первых грузинских драматургов нового времени З. Н. Антонова, в котором воссоздавались яркие реалистические картины жизни старого Тифлиса. Написанная в1852 г. пьеса после этого прочно вошла в репертуар грузинских театров (художник Сидамон Эристави; В ролях: Минасов — Абашидзе, Геурк — Н. Гоциридзе, Ненэ — Черкезишвили, Рипсимэ — Джавахишвили, Чишмаков — Васадзе, Иванэ — Зурабишвили, «Русский чиновник» — А. И. Южин),
  • 1923 — обличительно-острая пьеса «Раздел» основоположника грузинской реалистической драматургии Г. Эристави,
  • 1923 — «Игра интересов» испанского автора Бенавенте,
  • 1923 — «Голубой паук» бельгийского автора К. Лемонье,
  • 1923 — «Маскотта» Шико, Дюр,
  • 1923 — «Роман» пьеса американского автора Э. Шелдона,
  • 1923 — «Герой» Синга (совместно с C. Ахметели; в ролях: Пегин Майк — Т. И. Чавчавадзе, Кристи Мегон — Г. М. Давиташвили),
  • 1923 — «Человек-масса» немецкого драматурга, близкого экспрессионизму Э. Толлера (совместно с М. Корели),
  • 1924 — «Мещанин во дворянстве» Ж.-Б. Мольера (совместно с Корели),
  • 1924 — «Герой Эрети» («Панихида по кнуту») пьеса С. Шаншиашвили о крестьянском восстании в Грузии (совместно с Ахметели),
  • 1924 — «Свет» Гедеванишвили, (совместно с Ахметели, художник И.Гамрекели),
  • 1924 — «Виндзорские кумушки» В.Шекспира (совместно с Ахметели; ; в ролях: мисс Педж — Т. И. Чавчавадзе),
  • 1925 — «Гамлет» В.Шекспира (совместно с Ахметели, художник И.Гамрекели; Гамлет — У. Чхеидзе, Г. М. Давиташвили, Офелия — В. Анджапаридзе, Клавдий — А. А. Васадзе),
  • 1925 — «Дезертирка» Азиани (совместно с Ахметели),
  • 1926 — «Ламара» по Важа Пшавела (совместно с Ахметели, художник Ладо Гудиашвили; в ролях: Миндия — Г. М. Давиташвили),
  • 1926 — пантомима «Мзетамзе» (совместно с Ахметели, художник Ладо Гудиашвили).

Примечание. Большинство из спектаклей 1920-1924 оформлял художник Сидамон Эристави.

Постановки в Тбилисской оперной студии

  • «Тайный брак» комическая опера Д.Чимарозы (либретто Дж. Бертати по комедии Д. Гаррика и Дж. Колмена-старшего),
  • «Паяцы» опера Р. Леонкавалло.

В Грузинском театре оперы и балета

  • 1923 — «Сказание о Шота Руставели» Д. И. Аракишвили;
  • 19 декабря 1923 — «Даиси» премьера оперы 3. П. Палиашвили (либретто В. Гуниа по его же пьесе; дирижёр — композитор, в ролях: Малхаз — Сараджишвили, Маро — Попова, Киазо — Кржановский, Цангала — Исецкий, Тито — Туманишвили);
  • 1924 — «Абесалом и Этери» опера 3. П. Палиашвили на сюжет народного сказания «Этериани»;
  • 1924 — «Лоэнгрин» Р. Вагнера;
  • 1924 — «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова;
  • 1927 — «Динара» («Жизнь — радость») Д. И. Аракишвили;
  • 1927 — «Бокаччо» оперетта австрийского композитора Ф. Зуппе;
  • 1931 — «Вильгельм Телль» опера Россини (художник С.Вирсаладзе).

2-й государственный театр Грузии

  • 1928 — «Гоп-ля, мы живём!» немецкого драматурга, близкого экспрессионизму Э. Толлера (режиссёр Антадзе, художник Какабадзе);
  • 1928 — «Святая дева» Б. Шоу (режиссёр В. Абашидзе, художник Шарлемань);
  • 1928 — «Овечий источник» Лопе де Вега (режиссёр Антадзе, художник Сидамон-Эристави);
  • 1928 — «В самое сердце», премьера комедии грузинского драматурга Ш. Н. Дадиани (режиссёр Гогоберидзе, художник П. Г. Оцхели; в роли Квеженадзе — У. Чхеидзе);
  • 1929 — «Рельсы гудят» В. М. Киршона первая советская пьеса, посвященная героям рабочего класса, строителям первых пятилеток (режиссёр. Сулиашвили, художник Ахвледиани);
  • 1929 — «Уриэль Акоста» трагедия немецкого автора Карла Фердинанда Гуцков (Gutzkow) посвященная жизни голландского философа, предшественника Спинозы, направленная против подавления свободы мысли и религиозного мракобесия. Трагедия сыграла заметную роль в истории грузинского театра (режиссёр Сулиашвили, художник П. Г. Оцхели; Уриэль — У. Чхеидзе, Кобахидзе, Юдифь — В. Анджапаридзе, де Сантос — Имедашвили, Сараули, В. Годзиашвили, де Сильва -Гамбашидзе, Бен-Акиба — А. М. Жоржолиани; музыка — Т. Н. Вахвахишвили);
  • 1929 — «Как это было» премьера первой пьесы К. Р. Каладзе о революции 1905 года (режиссёр Антадзе, художник Ахвледиани);
  • 1929 — «Кваркваре Тутабери» комедия П. М. Какабадзе, в которой создан образ политического авантюриста, случайно оказавшегося в роли «руководителя» масс. Эта постановка принесла известность автору. (режиссёр Г. Сулиашвили, художник Д. Н. Какабадзе; в роли Кваркваре — У. Чхеидзе, в роли Гултамзе — Т. И. Чавчавадзе);
  • 1929 — «Баил», комедия Чианели (режиссёр Д. Антадзе, художник Д. Н. Какабадзе, в роли Баил — Т. И. Чавчавадзе);
  • 1929 — «Белые» Д. Шенгелая (режиссёр Г. Сулиашвили, художник Ахвледиани);
  • 1929 — «Полночь миновала» А. Кутатели, (художник Д. Н. Какабадзе);
  • 1930 — «Да, однако» Бухникашвили (режиссёр Г. Сулиашвили, художник Оцхели);
  • 1930 — «Беатриче Ченчи» Шелли (режиссёр Абашидзе, художник П. Г. Оцхели, в роли Беатриче Ченчи — Т. И. Чавчавадзе);
  • 1930 — «Хатидже» пьеса К. Р. Каладзе о раскрепощении женщин (режиссёр Абашидзе, художник П. Г. Оцхели; в роли Хатидже — Чавчавадзе);
  • 1930 — «Хандзари» Т. Вахвахишвили (хореограф Мачавариани, художники Е. Ахвледиани и П. Г. Оцхели);
  • 1930 — «Коммуна в степи», пьеса украинского автора Н.Кулиша, написанная в 1925 году и рассказывающая о современной жизни села (режиссёр Гогоберидзе, художник Абакелия; в ролях: Матрёна — Т. И. Чавчавадзе);
  • 1931 — «Сказ об Арсене», народный сказ (режиссёр Сулиашвили, художник Ладо Гудиашвили);
  • 1931 — «Три толстяка» инсценировка Ю. Олеши своей сказки (режиссёр Абашидзе, художник Ахвледиани);
  • 1931 — «Поэма о топоре» пьеса Н.Погодина о трудовом энтузиазме коллектива рабочих (режиссёр Гогоберидзе и Сулиашвили художник П. Г. Оцхели, в ролях: Анка — С. Такайшвили,Степан — В. Годзиашвили));
  • 1931 — «Хлеб», пьеса В. Киршона о классовой борьбе и социалистическом преобразовании деревни (режиссёр: Абашидзе, художник Оцхели);
  • 1931 — «Светите, звёзды» (другие названия «Кадры», «Светите нам, звезды») пьеса Микитенко о студентах, воспитании нового поколения советской интеллигенции (режиссёр Челидзе, художник Ахвледиани);
  • 1931 — «Старый энтузиаст» Яшвили (режиссёр Челидзе, художник Ахвледиани);
  • 1931 — «Дом на берегу Куры» пьеса К. Каладзе из современной постановке жизни грузинской интеллигенции (режиссёр Антадзе, художник Ахвледиани);
  • 1932 — «Страх», пьеса А. Афиногенова о процессах происходящих в современную пьесе эпоху в среде старой интеллигенции (режиссёр Челидзе, художник Е. Ахвледиани), (профессор Бородин — Гамбашидзе, профессор Захаров — А. М. Жоржолиани);
  • 1932 — «Отелло», В. Шекспира (Марджанишвили, режиссёр Н. Годзиашвили, художник Ахвледиани, Дездемона- В. Анджапаридзе);
  • 1933 — «Затмение солнца в Грузии» комедия грузинского драматурга З. Н. Антонова, (режиссёр Антадзе, художник Ахвледиани).

Последние московские постановки

В последние годы жизни, одновременно с работой в Грузии, Марджанишвили работал в некоторых московских театрах, поставив спектакли:

  • 1931 — в бывшем театре Корша — «Строитель Сольнес» Ибсена (художник — П.Оцхели; в ролях: Сольнес — Н. Соснин; Бровик — Б. Петкер; Гильда — В. Попова);
  • 1933 — в Малом театре — «Дон Карлос, инфант испанский» Ф. Шиллера (художник Арапов; Филипп — Ленин, П. Садовский, Елизавета — Белёвцева, Дон Карлос — Лепштейн, Эболи — Гоголева, Поза — Аксёнов, Ольховский);
  • 1933 — в Московском театре оперетты — «Летучая мышь» Штрауса.

Тбилисский русский драматический театр

  • 1932 — «На дне» М. Горького[4]

Режиссёр кино

  • 1916 — Любовь всесильная[5];
  • 1924 — Буревестники;
  • 1927 — Закон и долг;
  • 1927 — Гоги Ратиани;
  • 1927 — Мачеха Саманишвили (совместно с Закарием Беришвили);
  • 1928 — Овод;
  • 1929 — Трубка коммунара.

Киносценарист

  • 1924 — Буревестники;
  • 1927 — Закон и долг;
  • 1928 — Овод (совместно с Виктором Шкловским);
  • 1929 — Трубка коммунара.

Признание и награды

  • Народный артист Грузинской ССР (1931).
  • Именем Марджанишвили в 1933 году был назван 2-й Государственный драматический театр (ныне Тбилисский академический театр имени К. Марджанишвили).[6]
  • Именем Марджанишвили названы площадь в Тбилиси, улица в Тбилиси, станция метро в Тбилиси («Марджанишвили» груз. მარჯანიშვილი).

Примечания

  1. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 — М.: Советская энциклопедия, Кетчер — Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл.
  2. Л. В. Смирнова «На театральных подмостках»//Энциклопедия земли Вятской, Т. 9 Культура. Искусство / Киров: 1997
  3. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл. (стб. 684)
  4. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 25. Струнино — Тихорецк. 1976. 600 стр., илл.; 30 л. илл. и карт.
  5. Котэ Марджанишвили (Константин Марджанов) — фильмография — советские режиссёры — Кино-Театр. РУ
  6. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл. (статья Грузинский театр)

Ссылки


Источник:Википедия [CC-BY-SA]

На главную