Рецензия speciallyforRoman

Оценка: 8 из 10


«А те, кто меня не любит, - те просто мне завидуют…»
Тимати, из неопубликованного

Когда ежедневно со всех сторон современным российским кинематографистам летят упреки в подчеркнутой неактуальности создаваемых «текстов», поневоле приходишь к мысли, что дух времени в картине чуть ли не самое главное. Но, как показывает «Жара», с дружным высокомерием проигнорированная как фильм в принципе всем киношным сообществом, дело не только в присутствии духа как такового. Дело, в первую очередь, в том, чтобы этот «запашок» был современникам по вкусу.

Итак, что же мы получили на пробу? Беспечность бытия, поэтичную и чарующую своей бессмысленностью. Ослепительно солнечную картинку, купирующую способности зрителя сопротивляться, погружающую его в ленивую дрему. В общем, красивых людей. И, что уже несколько неожиданно, людей, в общем, искренних. Людей, которые валяют дурака, убивают на твоих глазах очередной свой день, да делают это так, что никакой разговор об идее фильма (и особенно об Идее) не хочется даже начинать, причем с согласия и (может быть) по умыслу режиссера и К.

Чадов, как всегда, рефлексирует, умудряется втрескаться в стриптизёршу и в поисках смысла Сущего упиться вусмерть в ночном клубе. При этом его сердечные драмы смотрятся не менее комично, чем «экшн»-погоня скинов за разодетым «клоуном» (кстати, даже те, кто отчаянно завидует Тимати, не могут не признать, что у парня, оказывается, по-детски добрая улыбка! Кто бы мог подумать!). Откровенно смешны и Крюков, мальчик-мажор без копейки, оставленный заложником в кафе на воде и то капризничающий, то психующий перед милиционерами, и Смольянинов в гриме Усамы (или Рафшана – в зависимости от того, кого вы в первую очередь видите в гостях столицы). Каждый из них по отдельности попадет в недоразумение, двое найдут приют в дремучей российской ментуре, и лишь общая благостность интонации спасет их всех от каких-либо негативных последствий.

Герои «Жары» не живут, по крайней мере, не живут в том смысле и в том виде, как это принято у прозаических реальных людей: они своими действиями, словно пунктиром, намечают события, что стали бы трагедиями в «по-настоящему» жизни (и в «по-настоящему» фильме). Поэтому добавлю, что с неизменным злорадством вменяемая фильму преемственность «9 роте», по-моему, очень идет картине и изрядно добавляет ей обаяния (и даже немного смысла). Актеры явственно и, кажется, не без улыбки продолжают «те» роли, традиционно превратив ту (будем считать) трагедию в эту комедию. Крюков, в целом, не изменился, так же страдает дурью и стоически переживает собственную избранность; Чадов – это всё тот же Воробей, порывистый, трогательный, только в light-версии, без войны, просто с армией; Смольянинов же от души издевается и над своим образом Лютого, и над собой как актером, и заодно и над «басмачами». Бондарчука и Рахмановой, слава богу, меньше, но и они - «про то же»: благословение и отеческая поддержка от первого и гастрономическое соблазнение легкой степени от второй. А Тимати и без «Роты» в силу ряда небезызвестных всей стране обстоятельств имеет свою занятную «культурологическую» историю. То, что делают ребята в «Жаре», - это даже не фильм, это, кажется, вполне осмысленная игра в фильм – наверное, с такими же интонациями и с таким же настроем творили бы какие-нибудь школьники, дай им денег снять что-нибудь про них самих к выпускному.

Вполне осознанно «мир» здесь сужается до какой-то игрушечной Москвы, по декорациям и атмосфере застрявшей где-то между застоем и нулевыми. Что любопытно, проглядывает в фильме и ещё одна эпоха, символом которой служит такой неуместный здесь, сегодня, «Остап», - время аферистов и охотников за удачей, гопников и мошенников средней руки, волею судеб вовлеченных в большую игру: приключенческие 90-е. Но и элегантное мошенничество, и безумные рискованные предприятия той поры обречены на провал в современном мире – не зря «Остапа» под финальные титры торжественно ведут в «обезьянник». Не случайно и Кеосаян, ставший известным благодаря именно авантюрным комедиям в стиле и ритме того времени, в фильме понижен до обычного торгаша, мало того, до торгаша-неудачника: героям «Жары» ничего нельзя продать. Каким-то загадочным образом этим везучим бездельникам всё достается просто так (фотоаппараты - в подарок, еда - на халяву, клубы - по «спискам», дорогая одежда – по дружбе), а работают они, только если им пообещают «пробы». С них вообще ничего поиметь нельзя, их не провести, не обмануть, не кинуть. Они сами с милой, честной улыбкой имеют весь мир, который, кажется, не против и ответно улыбается им во всё свое летнее щедрое солнце. Вот они, новые профессионалы, что с видимым удовольствием, воткрытую, внаглую обыгрывают «Остапа». Вчистую - и всё это даже без сценария…

Обвинения в легкомысленности и легковесности повествования слишком предсказуемы, и, кажется, создатели картины даже не против них. Ведь «Жара» и задумана не только как история с обязательным хэппи-эндом, но и, похоже, как хэппи-хэппенинг. Герои беспечны и радуются жизни, словно безопасные приключения нулевых годов, эта их увлекательная повседневность, – лишь неплохой сюжет для очередного поста (будь то текст или ссылка на серию фотографий): забавный, ненапряжный и напрашивающийся на комментарии вроде «ну вы жжете, ребята…».

Да и эстетика, и «посыл» картины идеально вписываются в формат Живого Журнала. «Жара» не фильм-декларация, не фильм-размышление, не фильм-исследование, а именно фильм-пост, фильм-анекдот (и в своем русском, и в английском значениях), простой, достаточно честный и потому, по правде говоря, неуязвимый. Ей-богу, глупо, к примеру, обвинять в отсутствии сюжета тех, кто даже не потрудился добавить в титры хотя бы номинального сценариста! А ждать от персонажей героических подвигов или, на худой конец, страданий — так и вовсе смешно. Откройте любой ЖЖ, полистайте ленту, и все претензии к этому фильму сойдутся на нет – так же, как в самом фильме взаимные обвинения персонажей улетучиваются в тот момент, когда девочка-фотограф демонстрирует свой дневной улов – набор впечатлений в журналистском стиле: просто репортаж с места событий, без анализа, без комментариев, без оценок – как в визуальном материале, так и, что уже существенно и намного важнее, в сознании самого репортера. («Красиво бежали» - вот всё, что может она сказать про нависшую над Тимати угрозу в виде компании бритоголовых.) Другое дело, что застывшие во всё больше и больше напоминающей самолюбование рефлексии герои несколько пугают, как пугают любые психопаты. Но предъявлять фильму то, что не нравится и раздражает в поколении, - это не выход. Ведь правда?


Источник: http://www.afisha.ru/movie/177806/review/243176/



ВТБ. От характеристик к ценностям Art Pictures Studio ГЕМИНИ ФИЛЬМ 20th Century Fox СТС ПЕРВЫЙ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ Компания CD LAND PR-International Журнал CENEFEX - все о спецэффектах в кино