музыкальные фильмы, фильмы-балеты, фильм-спектакль
Награды:
IMDb:
Александр Аркадьевич Белинский (род. 5 апреля 1928 года) — советский и российский режиссёр и сценарист, автор нескольких фильмов-балетов, поставленных по литературным сюжетам писателей Антона Чехова, Максима Горького. Главный режиссёр Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии. Внёс большой вклад в становление фильма-балета как отдельного жанра на советском телевидении. Народный артист России, Заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии. С 1996 года является членом Академии Российского телевидения.
Содержание
Биография
Александр Белинский родился в Ленинграде 5 апреля 1928 года. Окончив школу в Москве в 1944 году, поступил в ГИТИС на факультет театроведения, в 1950 году — на режиссёрский факультет Ленинградского театрального института. На театральную практику на втором курсе определился в балетную труппу Кировского театра. Ещё будучи студентом, вместе с сокурсником Оскаром Ремезом сочинял и ставил цирковые номера: клоунские антре, тексты для ведущих. В 1949 году начал работу в Театре миниатюр под руководством А.Райкина как сорежиссёр спектакля «Любовь и коварство»; самостоятельно поставил в Театре миниатюр два спектакля — в 1956 и 1970 годах. В 1950 году, по окончании вуза, при Ленинградском Доме актёра организовал Театр капустника (так называемый «театр в театре»), работал в Драматическом театре Северного флота в Мурманске.
В 1953—1962 годах Александр Белинский был режиссёром Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. В 1962—1985 годах — режиссёр-постановщик ленинградского телевидения (среди работ: телеспектакли «Девочки» по пьесе Веры Пановой о ленинградской блокаде, «Кюхля», «Мертвые души», «Записки сумасшедшего» и др.). С 1988 года — режиссёр Большого театра кукол. Сотрудничал с несколькими театрами Литвы.
С 1995 по 2002 годы Белинский возглавлял Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии. Среди постановок: «Честь смолоду» по роману А.Первенцева; «Смейся, паяц!» А.Скорокопытова; «Раскрытое окно» по пьесе Э.Брагинского.
Написал сценарии к балетам: «Накануне», «Три карты», «Барышня и хулиган».
В 1997 году в Санкт-Петербурге были изданы его художественные произведения: «Красотки кабаре (полудетективная повесть)», «Осеннее танго (повесть)» и «„Шарик, здравствуй!“ (басня в прозе)».
Александр Белинский является автором цикла телепрограмм на телеканале «Культура» о театре и театральных деятелях «Рассказы старого сплетника», составивших впоследствии книгу с тем же названием. Был также режиссёром ряда выпусков популярных телепередач «Голубой огонёк» и «Кабачок 13 стульев». Всего им поставлено около 200 спектаклей на телевидении, в театрах Москвы и Ленинграда-Санкт-Петербурга, из них 112 телеспектаклей и телефильмов.
Александр Белинский является троюродным братом актёра Андрея Миронова (родство по отцу, которому Белинский приходится двоюродным племянником) и посвятил его памяти несколько выступлений и воспоминаний.
Творчество
Первой работой Белинского на телевидении стал спектакль по пьесе А. П. Чехова «Чайка» в 1964 году. Его первым фильмом-балетом стала «Галатея» в 1977 году. Затем последовало ещё двенадцать фильмов в этом жанре. В них блистали звезды русского балета Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Ирина Колпакова, Ольга Ченчикова, Анна Плисецкая, Гали Абайдулов, Валентина Ганибалова и другие. Балетмейстерами фильмов стали Георгий Алексидзе, Владимир Васильев, Дмитрий Брянцев. Специально для постановок писалась музыка композиторами Тимуром Коганом, Валерием Гаврилиным, Андреем Петровым.
Белинский о себе
В шесть лет я посмотрел в ТЮЗе (в том великом ТЮЗе на Моховой) «Зеленую птичку» Гоцци, и никаких других мыслей, кроме театра, у меня уже не возникало. 1 сентября 1945 года я пришёл на режиссёрский факультет Зона. После гениального спектакля Рубена Симонова в театре им. Вахтангова «Мадемуазель Нитуш», который решил мою судьбу окончательно и бесповоротно, я понял, что надо работать именно в этом жанре.
— А. Белинский
Режиссёр
Работы в театре
Ленинградского театра им. Ленинского комсомола
«Кто смеется последним» Крапивы;
«В добрый час» Розова;
«В старой Москве» В.Пановой (1956);
«В поисках радости» Розова;
«Неравный бой» Розова";
«Двадцать лет спустя» М.Светлова.
Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии
«Честь смолоду» по роману А.Первенцева
«Смейся, паяц!» А. Скорокопытова
«Раскрытое окно» Э. Брагинского
Работы на телевидении
1963 — «Кюхля» (фильм-спектакль по роману Ю.Тынянова, с С. Юрским)
1964 — «Чайка» (телеспектакль по пьесе Антона Павловича Чехова)
1965 — «Нос» (телеспектакль)
1966 — «12 стульев» (фильм-спектакль по мотивам одноимённого романа И.Ильфа и Е.Петрова)
1967 — «Жизнь Матвея Кожемякина» (телеспектакль по повести М.Горького)
1968 — «Записки сумасшедшего» (по повести Н. В. Гоголя)
1968 — «Бешеные деньги» (фильм-спектакль по комедии А.Островского)
1969 — «Мёртвые души» (телеспектакль по произведению Н. В. Гоголя «Мёртвые души», роман-поэма, 1842)
1968 — «Мадрид» (по рассказу А. И. Куприна с А.Фрейндлих в главной роли)
1970 — «Прощай, оружие!» (фильм-спектакль по роману Эрнеста Хемегуэя)
1971 — «Семь жён Синей Бороды» (телеспектакль)
1974 — «Лев Гурыч Синичкин»
1975 — «Трактирщица» (телеспектакль по комедии Карло Гольдони )
1976 — «Театральные истории» (трагикомедия по рассказам Чехова)
1976 — «Старые друзья» (мелодрама, телефильм по одноименной пьесе Л. Малюгина)
1976 — «Как важно быть серьёзным» (Комедия нравов, телеспектакль по пьесе О. Уайльда Как важно быть серьёзным , 1895)
1977 — «Галатея» (фильм-балет) (по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион»)
1978 — «Ограбление в полночь» (Детективно-эротическая история — Комедия по водевилю югославского драматурга Мирослава Мировича «Вор в положении, или ограбление в полночь»)
1978 — «Встречи» — (телефильм по трём рассказам: «Встреча» В.Распутина, «Прохладное солнце осени» Ю.Трифонова и «Тряпки» С.Никитина)
1979 — «Цезарь и Клеопатра» (телеспектакль по одноименной пьесе Бернарда Шоу из цикла «Три пьесы для пуритан». Цезарь — Иннокентий Смоктуновский)
1979 — «Старое танго» (фильм-балет)
1979 — «Незнакомка»
1980 — «Жиголо и Жиголетта» (фильм-балет)
1980 — «Альманах сатиры и юмора» (Комические истории по рассказам «Дорогая собака» А. П. Чехова, «Змея» В.Драгунского, «Шубка» В.Катаева, «Повязка на ноге» Г.Горина и отрывок оперетты И.Штрауса «Летучая мышь», телеспектакль)
1981 — Простая девушка
1982 — «Продавец птиц» (Музыкальный телеспектакль по одноименной оперетте Карла Целлера)
1982 — «Анюта» (фильм-балет, совместно с В. Васильевым)
1982 — «Идеалистка (Два голоса)» (фильм-спектакль по мотивам рассказов «Темные аллеи» И. Бунина, «Четвертая мещанская» Е.Евтушенко и «Идеалистка» А. Володина )
1983 — «Понедельник — день тяжёлый» (фильм-спектакль по мотивам комедии В.Катаева «Понедельник»)
1983 — «Не хочу быть несчастливым» (фильм-спектакль с Олегом Ефремовымпо по рассказу А.Володина)
1985 — «Марица» (художественный фильм по мотивам одноимённой оперетты Имре Кальмана)
1985 — «Голубые города» (фильм-концерт)
1986 — «Фуэте» (фильм-балет)
1987 — «Чаплиниана» (фильм-балет)
1989 — «Женитьба Бальзаминова» (фильм-балет)
1991 — «Шедевры Мариуса Петипа» («Гран-па из балета „Пахита“» и «Привал кавалерии») (экранизация балета)
1992 — «Последняя тарантелла» (фильм-балет)
1993 — «Провинциальный бенефис» (на музыку Валерия Гаврилина, оператор Эдуард Розовский, с Г.Вишневской и В.Стржельчиком)
1995 — «Полубог» (фильм-спектакль с Михаилом Ульяновым)
1995 — «Классная дама» (фильм-спектакль с Е. С. Максимовой)
Сценарист
1965 — «Нос» (телеспектакль по повести Н. В. Гоголя, 1832)
1974 — «Лев Гурыч Синичкин» ( экранизация водевиля Д. Т. Ленского)
1976 — «Театральные истории» (телеспектакль)
1979 — «Старое танго» (фильм-балет, совместно с Д. Брянцевым)
1980 — «Жиголо и Жиголетта» (фильм-балет по рассказу С.Моэма)
1982 — «Анюта» (фильм-балет — входит в число самых известных экранизаций произведений А. П. Чехова)
1983 — «Карамболина, Карамболетта!» (из оперетты Имре Кальмана «Фиалка Монмартра»)
1984 — «Перикола» (музыкальный фильм по мотивам одноимённой оперетты Жака Оффенбаха о перуанской актрисе )
1985 — «Голубые города» (фильм-концерт)
1987 — «Чаплиниана» (фильм-балет)
1989 — «Женитьба Бальзаминова» (фильм-балет по мотивам трилогии А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда», «Женитьба Бальзаминова», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!»)
1992 — «Последняя тарантелла» (фильм-балет, по Горькому, «Сказки об Италии»)
1993 — «Провинциальный бенефис»
1995 — «Полубог» (фильм-спектакль по рассказу А.Куприна)
1995 — «Классная дама» (фильм-спектакль по рассказу А.Куприна «Наталья Давыдовна»)
Актёр
1980 — Мой папа — идеалист — Игнатий Степанович
1983 — Уникум — телеведущий
1986 — Голос — руководитель лаборатории
1988 — Собачье сердце — участник спиритического сеанса
1995 — Полубог — суфлёр
2003 — Челябумбия — Сан Саныч
Награды и премии
Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1984) — за фильм-балет «Анюта» (автор сценария и режиссёр)
Золотая «Ника» за телефильм «Записки сумасшедшего»
Царскосельская премия «За уникальный творческий путь в театре, кино и литературе» (2005)
Премия Фонда Императорского Михайловского театра (2008).
Старое танго, Лентелефильм// - Старое танго, 1979. Жанр: Фильм-балет. Хронометраж: 63:53. Цветной. Производство: Лентелефильм. Режиссёр: Белинский А. А.
Телевизионные спектакли: Аннотир. кат. / Сост.: Е. И. Олейник, А. Ю. Соколова. — М.: Гостелерадиофонд, 2000. — 448 с.: ил.
Белинский А. Старое танго: Заметки телевизионного практика. — М.: Искусство, 1988. — 175 с. — 25000 экз.
Белинский А. На одном дыхании… [: Алиса Фрейндлих ] // Мой любимый актёр: Писатели, режиссёры, публицисты об актёрах кино [: сб.] / Сост. Л. И. Касьянова. М.: Искусство, 1988. С.51—62.
Белинский А. Записки старого сплетника. — СПб.: Библиополис, 1996. — 386 с. — 4000 экз. — ISBN 5-7435-0138-6
Белинский А. Шарик, здравствуй!: басня в прозе
Белинский А. Красотки кабаре. — СПб.: Библиополис, 1997. — 156 с. — 25000 экз. — ISBN 5-7435-0192-0
Белинский А. Семьдесят лет в партере: Заметки об Александринском театре. — СПб.: Балтийские сезоны, 2006. — 240 с. — 1000 экз. — ISBN 5-902675-19-7
Белинский А. «… Не бог, не царь и не герой». — СПб.: Балтийские сезоны, 2008. — ISBN 978-5-903368-10-5